Кадр из фильма "Вий"

Советские ужастики, которые вполне могут дать фору голливудским фильмам

Кинообзоры

 

Кадр из фильма "Вий"
Возможно, у кого-то и вызывает сомнения тот факт, что в России могут и умеют снимать фильмы ужасов. Доказательством тому является целый ряд хорроров, созданных в конце 1980-х годов, когда цензура была существенно ослаблена. Возможно, об этих фильмах сейчас и не сильно помнят, но некоторые из них можно назвать действительно страшными.

Не зря советская киноиндустрия занимала передовые позиции. Так, «Броненосец Потемкин» и сегодня считается одним из лучших фильмов мирового кино. На Каннском кинофестивале в свое время активно обсуждались спецэффекты в «Морозко». А «Каменный цветок» стал первым в мире цветным фильмом. Пожалуй, единственным недостатком советского кино можно назвать отсутствие жанрового разнообразия. В условиях пресловутого соцреализма трудно было дать волю фантазии, поэтому на экранах все чаще появлялись безобидные детские сказки. И если в Голливуде активно шли съемки фильмов ужасов, то советскому зрителю приходилось довольствоваться «Вием».

В эпоху перестройки российским киноделам таки удалось добраться до западных жанров. Стали появляться и первые фильмы ужасов. Богатая литературная фантастическая традиция, сформировавшаяся к тому времени позволила сценаристам не заморачиваться над новыми сюжетами. Режиссеры просто взялись за экранизацию страшных историй Валерия Брюсова, Алексея Толстого, Александра Грина. В период 1988-92 годов зритель таки получил возможность увидеть фильмы ужасов российского производства. Но западным коллегам мы уступали, освоить новый жанр удалось не сразу. И тем не менее, хорроры конца перестройки отличались своим особым и неповторимым стилем. Жаль, что сегодня об этих произведениях редко вспоминают. Хотя есть и картины, которые на самом деле не выдерживают критики. Но есть и те, которые производят на зрителя такой же эффект, как «Ведьмы из Блер» или «Изгоняющий дьявола».

Современные российские фильмы ужасов, это попытки наследования западных образцов. Можно только предположить, каких бы успехов и высот достигли российские кинематографисты в этом жанре, если бы сумели сохранить и продолжить начинания своих предшественников.

Мы предлагаем познакомиться с подборкой ужасов постсоветской эпохи, которые, по нашему мнению, достойны внимания зрителей.

«Господин Оформитель» (1988)

Основой этого стильного декадентского фильма стал рассказ Александра Грина «Серый автомобиль». Картина поведает своеобразную историю доктора Франкенштейна. Художник-оформитель с гениальным талантом работает над украшением витрины модного магазина и создает для этого манекен. Он вложил в скульптуру весь свой талант и она ожила. Начавшее жить своей жизнью создание, в конце концов, доводит до гибели своего творца. Главную роль в фильме исполнил Виктор Авилов, известный зрителю ролями Воланда и графа Монте-Кристо. Саундтрек к картине написал культовый композитор Сергей Курехин.

«Семья вурдалаков» (1990)

Сюжет этого жуткого вампирского хоррора был позаимствован в одноименном рассказе Алексея Толстого. Однако действия происходят не в XIX веке, а в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Журналист из Москвы отправляется в провинции, оторванную от цивилизации. Он останавливается в доме, где не так давно умер глава семейства. И вроде бы все в порядке, но однажды ночью мертвец приходит за своим внуком. В свое время «Семью вурдалаков» не оценили по достоинству. Среди основных замечаний критиков выделяли плохую режиссуру, не до конца понятную операторскую работу. И даже присутствие технических недостатков не лишили фильма особого обаяния. Ведь безысходная атмосфера русской глубинки просто завораживает, а вампиры кажутся более страшными и реалистичными, чем граф Дракула.

«Жажда страсти» (1991)

«Жажду страсти» можно отнести к образцовым хоррорам, в котором соблюдены лучшие традиции советской киношколы. Фильм не был переиздан на видео. А жаль. Главную роль в картине исполнила Анастасия Вертинская. Ее героиню обвиняют в убийстве мужа. В ее душе поселились темные силы, которые разрушают все вокруг. «Жажда страсти» снята по мотивам рассказов Валерия Брюсов.

«Люми» (1991)

Это комедия ужасов, основана на сказке о Красной Шапочке. Раз в столетие оборотень Люми совершает убийство-ритуал маленькой девочки в красном. Именно с этой целью он приходит к людям. Эта жуткая истории отлично скрашена искрометным юмором, как в классическом советском кино.

«Пьющие кровь» (1991)

Картина стала попыткой экранизации «Упыря» Алексея Толстого, считающегося одним из лучших мистических произведений русской литературы. Начало истории даже очень романтичное. Князь Руневский влюбляется на балу в девушку Дашу и даже догадывается, что ее бабушка настоящий вампир. Она хочет выпить кровь своей внучки. Но Руневский все же спасет свою любимую от такой страшной смерти. Роль бабушки в картине исполнила Марина Влади.

«Гонгофер» (1992)

Пожалуй, самым странным фильмом ужасов в отечественном кинематографе можно назвать именно картину «Гонгофер». Сначала все выглядит даже очень положительно: колхозники приезжают в столицу для покупки племенного быка. Однако один из колхозников не смог устоять перед чарами демонической блондинки, которая забрала его глаза. А дальше – как в обычном параноидальном психоделическом трипе, но только под музыкальное сопровождение группы «Ноль».

«Прикосновение» (1991)

Поначалу фильм создает впечатление самой обычной посредственности с ровной режиссурой, средней актерской игрой, плохой съемкой и неровным сценарием. Но при его просмотре напугаться может даже самый искушенный зритель, отмечает skimusic.net. Основная идея фильма заключается в том, что мертвые на том свете чувствуют себя очень одиноко. Они доводят до самоубийства своих родных и близкий, чтобы стать к ним поближе. Так, жуткий старик постоянно пытается забрать к себе своих дочерей и внуков.

 

Источник фото: http://www.be-in.ru/

157 comments

Добавить комментарий