Кадр из фильма «Легенда №17»

Киноитоги года: чем порадовал зрителей уходящий 2013 год?

Кинообзоры, Рецензии, Российские фильмы

Кадр из фильма «Легенда №17»Голливуду приходится отходить от апокалипсиса, который так и не наступил, Европе – бороться с кризисом, а России – встать и идти. Сегодня мы вспоминает наиболее яркие события в киноиндустрии за 2013 год.

Наше кино не уступает зарубежным аналогам

Российский кинозритель продемонстрировал готовность к восприятию отечественного кино. И это было доказано успехом российских фильмов «Легенда №17» и «Сталинград». Кстати, последний фильм, снятый Федором Бондарчуком, отличился еще и рекордными кассовыми сборами. «Наши» фильмы тоже могут похвастаться звездным актерским составом, а также достойным уровнем съемки. Фильм «Легенда №17» — это история о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове и его тренере Анатолии Тарасове. Этот фильм еще раз продемонстрировал, что современному зрителю не хватает сюжетов, связанных с имперскими временами и значительными победами в отечественном спорте. Здесь главное не переусердствовать. Ведь однократный успех может превратиться в сериал, к которому зритель со временем утратит интерес. Известно, что на данный момент ведутся съемки сразу двух фильмов о звезде советского футбола Льве Яшине. А в начале 2014 года ожидается выход на экраны фильма «Чемпионы» о легендарных победах российских спортсменов.

Окно в Голливуд прорублено

Чувство гордости за наших актеров в этом году мы испытали, как никогда раньше. Ведь не раз отечественный кинозритель задавался вопросом, а как они туда попали. Действительно, многим нашим актерам удалось открыть для себя Голливуд. Здесь, конечно, можно вспомнить Милу Кунис или Ольгу Куриленко, но их «нашими» уже назвать не выпадает. Другое дело, Светлана Ходченкова или Юлия Снигирь. Светлане досталась роль главной злодейки в «Росомахе» (и ей практически удалось соблазнить Хью Джекмана). А напарником Юлии стал Брюс Уиллис в пятом «Крепком орешке». К этому списку можно было бы добавить Константина Хабенского. Но, к сожалению, его значительный эпизод в фильме «Война миров Z» был вырезан при монтаже.

Голливудские гости

Сейчас Россия является одной из наиболее прибыльных стран с точки зрения проката. Поэтому к нам часто приезжали гости из Голливуда, среди которых Джеймс Франко, Джерард Батлер, Аарон Экхарт. Том Круз приезжал в Россию на премьеру «Обвилиона» и был охарактеризован советским космонавтом Алексеем Леоновым как приятный молодой человек. Дэниэл Рэдклифф в Санкт-Петербурге не только сам выпивал, но и с удовольствием угощал посетителей бара собственноручно приготовленными коктейлями. Джаред Лето оценил метро, а также проехался до аэропорта на электричке. Но Жерар Депардье, пожалуй, удивил больше всех. Помиом звания «Почетный удмурт» и регистрации в Саранске, российский президент вручил актеру российский паспорт.

Для американского кино апокалипсис уже не актуален

Поскольку апокалипсис так и не наступил, то голливудский кинематограф вздохнул с облегчением. Ведь посмеявшись на своими страхами, можно продолжать жить дальше. В «Апокалипсисе по-голливудски» сатане удается попасть в дома голливудских знаменитостей. В фильме «Война миров Z» зомби становятся представителями ада на Земле, а в «Тихоокеанском рубеже» монстры-трансформеры гигантских размеров появляются из океанов с целью предвещания конца света. Для англичан настоящим апокалипсисом стала трансформация провинциальных пабов в сетевые кофейни, объединенные названием «Конец света». В главном фильме прошлого года – «Великом Гэтсби» затрагивается тема кризиса существования человека. Но в этом нет ничего странного. Ведь одноименный роман был написан во времена, когда люди кончали жизнь самоубийством по причине отсутствия работы и хлеба.

Черная полоса для европейского кино

В Голливуде тема про апокалипсис снимают черные комедии и боевики. А европейский кинематограф сейчас вынужден бороться с реальным кризисом, связанным с недостатком чувств и финансов. Именно об этом зритель узнает, посмотрев завершающую часть трилогии «Надежда» Ульриха Зайдля,  экранизацию «Пена дней», ряд популярных французских мелодрам. Фильм Ларса фон Триера «Нимфоманка» поведает о деградации чувств человека. Но эго премьера в нашей стране ожидается только в следующем году. Сдержав свое обещание, Ларс фон Триер снял порнографическое кино при участии большого количества звезд первой величины. Главную роль в фильме исполнила Шарлота Генсбур. Но, кроме нее на экране появятся Кристина Слейтер, Ума Турман, Шайя ЛаБеф.

«Трудно быть богом»: полвека на осуществление мечты

Алексею Герману удалось со стопроцентной точностью попасть в главную кинотему 2013 года, связанную с кризисом и деградацией. Его фильм «Трудно быть богом» можно назвать многострадальным, поскольку для реализации замысла и его презентации на Римском фестивале понадобилось примерно пятьдесят лет. Фильм нельзя назвать буквальной экранизацией романа братьев Стругацких, это скорее философская притча наших дней. И она настолько трудновыносимая и брутальная, что для Умберто Эко фильмы Тарантино по сравнению с ней показались бы «детскими игрушками».

Потери

Алексей Герман не смог увидеть премьеру своего фильма, скончавшись в феврале. К сожалению, это не единственная потеря 2013 года. В этом году не стало Алексея Балабанова, Петра Тодоровского, Юрия Яковлева. Только после смерти Андрея Панина зрители увидели одну из его последних работ: роль доктора Ватсона в новом, телевизионном «Шерлоке Холмсе». Пока не известно, выйдет ли на экран седьмая часть «Форсажа», так как главная звезда этой картины Пол Уокер погиб в результате автокатастрофы.

Претенденты на «Оскар»

Если говорить о лучших фильмах уходящего года, то пока свою позицию озвучил только Квентин Тарантино. Вот как выглядит его топ-10. На первом месте оказался фильм Альфонсо Куарона «Гравитация». Все действия это практически бессловесной драмы происходят в открытом космосе. Фильм совершенно не похож на «стандартные» блокбастеры, выпушенные в Голливуде. Отсутствие музыки, отсутствие действия и присутствие полторы звезды – целой Сандры Булок и пол Джорджа Клуни. Этот фильм называют очевидным претендентом на «Оскар», также как и ленту «12 лет рабства» Стива Маккуина. Основой последней стал автобиографический роман 150-летней давности, в котором описана история человека, которого продали в рабство на юг. Этот фильм можно назвать социально важным, особенно в современном американском контексте, ведь рейтинг действующего президент оставляет желать лучшего. Фильм «12 лет рабства» Тарантино не внес в свой личный список, поскольку эта тема была им закрыта собственноручно, когда год назад состоялась премьера «Джанго освобожденный».